Я согрешил против неба и пред тобою - Приорат России Всемирного Ордена Тамплиеров

Я согрешил против неба и пред тобою

По воскресеньям на Божественной литургии в православных церквях звучат библейские чтения. Это отрывки из евангельских текстов и апостольских посланий. Каждый раз читаются разные тексты.

Слово в Неделю о блудном сыне.

Эти слова являются центральными в известной притче о блудном сыне (Лк. 15, 11–32), которая читается во вторую подготовительную неделю к Великому посту.

В ней говорится о том, что у «некоторого человека было два сына», младший из которых однажды потребовал у отца полагающуюся ему «часть имения». Получив положенное, он уходит из родительского дома «в страну далече». Желая обрести свободу, он уходит туда, где ничто не напоминает ему о родном доме. Где нет над ним власти отца. Где можно жить без запретов и ограничений. Где действует власть греха.

Расточив «имение свое, живя распутно», он впадает в нищету и одиночество. Нет средств для жизни, нет друзей. Он один со своей бедой.
Но на этом его несчастья не кончаются – в той стране начинается «великий голод». В надежде как-то выжить он берется за унизительную работу – пасти свиней. Однако продолжает испытывать голод и нужду. Ему не достается даже того, чем кормят нечистых животных: «он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему».

Осознав собственную неправоту, юноша решает возвратиться домой, намереваясь проситься хотя бы в слуги к своему отцу, поскольку считает себя недостойным большего. По дороге он мысленно готовит исповедь: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Недостоин называться сыном, потому что растратил это достоинство. Прокутил все, что ему причиталось. Опорочил честь семьи, ведь по поведению человека люди судят о доме, из которого он родом.

Как же реагирует отец? Ждет от сына покаяния? Требует признания вины? Нет, он бежит ему навстречу! Вероятно, он давно ждал возвращения сына, постоянно вглядывался в даль – не идет ли он? И вот, увидев издалека силуэт идущего человека, он сразу узнает в нем свое родное дитя, своего возвращающегося сына. Несмотря на старость, он радостный бежит навстречу, обнимает его. И, услышав слова раскаяния, отдает приказ принести для него лучшую одежду, надеть перстень ему на руку. И тут же устраивает праздник в честь его возвращения.

Задумаемся, насколько эта притча актуальна. И признаемся, что она может быть приложена к каждому из нас, поскольку показывает состояние души грешного человека. Каждый из нас найдет в своей жизни подобные ситуации. Желание младшего сына получить часть наследства и оставить отчий дом есть не что иное, как желание оставить Бога. Жизнь в «стране далекой» – это жизнь греховная.

Возвращение «блудного сына» к отцу – это покаяние человека и обращение его к Богу. Встреча блудного сына – это бесконечная любовь Божия к кающемуся человеку.

Образ встречи раскаявшегося человека с Богом в притче весьма интересен. Такая встреча является для человека величайшей радостью, но и поистине страшным судом. Господь может вызвать к жизни все, что есть в нас высокого, чистого и светлого. Но встреча с Ним – это и испытание нашей совести. Какими мы предстанем пред своим Создателем? Нет ли в нашей душе того, чего следует стыдиться? Не продали ли мы право называться детьми Божиими, «живя распутно» и расточая дарованные Им блага?

В своей земной жизни каждый человек неоднократно совершает грех и отходит от Отца Небесного «в страну далече». В суете серых будней в той или иной мере растрачивает богатство благодати, которое получает при Крещении, в Таинствах Церкви и через молитву. Но Господь, как отец из притчи, всегда ждет нас. Ждет каждого человека, что бы он ни сделал и чем бы ни согрешил. Стоит только вспомнить о Нем, раскаяться и стать на путь возвращения – и Он с радостью примет кающегося и покроет все Своей любовью.